HS: одна из фигур на картине «Ночной дозор» Рембрандта оказалась отравлена
Золотистая одежда Виллема ван Рёйтенбюрха отравлена – она выполнена почти чистым мышьяком.
Цвета в картине «Ночной дозор» Рембрандта (написана в 1642-м) «достигают космического уровня сложности», говорят искусствоведы. Ученые исследуют, а какими красками мастер добился такого результата. Неожиданный (и не очень приятный) результат: золотистая одежда Виллема ван Рёйтенбюрха (правая из двух центральных фигур) отравлена – она выполнена почти чистым мышьяком. Так что трогать полотно или прикасаться губами (хотя кто позволит) – плохая идея. Исследователи пытаются разобраться, как так получилось. Статья опубликована в журнале Heritage Science.
СТРАШНЫЙ МИНЕРАЛ
Состав красок более-менее поддавался простому анализу, но загадкой оставался золотой. Именно с его помощью мастер добился эффекта потустороннего света, словно струящегося откуда-то из глубин картины. Центром свечения оказывается фигура Виллема ван Рёйтенбюрха, коммерсанта (торговал специями) и по совместительству лейтенанта городской милиции.
Известно про него мало. Простого происхождения (дворянский титул купил), сделал денег на колониальных товарах, построил большое поместье (его недавно раскопали археологи). Богатые люди в те годы в Голландии несли ряд общественных обязанностей. Виллем, например, служил в милиции и отвечал за общественный порядок. Собственно, все.
Ученые применили самые современные методы. Дистанционно (не вторгаясь в саму картину) мало что удалось понять, пришлось снимать крошечный образец. Внимание привлекли кристаллы разной формы, от игл до пластин. Не сразу, но поняли: это минералы, известные как парареальгар и полуаморфный парареальгар. То и другое – разновидности реальгара.
Реальгар – пещерная пыль, или обманка – как его только ни называют. И да, это соединение мышьяка и серы. Реальгар невероятно ядовит.
РЕМБРАНДТА ПРЕДУПРЕЖДАЛИ
Здесь есть какая-то тайна. Древние не очень разбирались в химии, и часто попадали впросак. Например, римляне делали водопроводные трубы из свинца, и так и не поняли, отчего народ в больших городах болеет.
Но про ядовитость реальгара все-таки знали. Те же римляне пытались применять минерал в качестве краски, но что-то заподозрили. Художник XIV века Ченнини переоткрыл краску из этой «пыли», но тоже не советовал. Очень редко реальгар все-таки применяли, но с XIX века уже нет.
Так что находка стала сюрпризом. В таком количестве, да в самом центре картины. Рембрандт вообще понимал, что творит? Это сейчас к картине даже подойти не дадут. А ведь тогда ее вполне себе трогали (и рук потом не мыли, небось). Да и сам-то, первый под ударом. А может, у художника на это и был расчет? Мало ли тогда кипело интриг и заговоров, о которых мы понятия не имеем.
ИЩИТЕ АЛХИМИКА
Исследователи погрузились в историю, и им открылся ускользавший прежде от глаз континент. Алхимический континент.
Хотя алхимия – искусство невероятно древнее, в Европе она получает мощное развитие века с XV-го. Специалисты в странных одеждах искали философский камень, но надо же было на что-то и жить. А почему бы, например, на досуге не изобрести хорошие краски, и не продавать их художникам? Чем алхимики и занялись. Сырьем служил все тот же реальгар, но его обрабатывали в печах и ретортах. В ценниках того времени упоминаются такие краски, как «королевская желтая» и «королевская красная», и все это – смесь мышьяка с серой, а то и чистый мышьяк. О чем покупатели вряд ли знали. В магазине же берут, товар проверен. Что скрывается за названиями красок, не знали и современные историки и искусствоведы.
Click here to preview your posts with PRO themes ››
Десять долей чистого мышьяка на одну долю серы – это желтая краска. Пять долей – оранжево-красная.
То, что Рембрандт просто пошел в магазин и купил дорогую (но так нужную ему для замысла) краску, стало понятно, когда такие же вещества нашлись в работе его современника, художника Виллема Кальфа. Отравленным неожиданно оказался «Натюрморт с серебряным кувшином и фарфоровой чашей», написанный лет через 15 после «Ночного дозора». Оба художника жили в Амстердаме… и, видимо, ходили в один магазин.
ВЕСЕЛАЯ АПТЕКА
Но почему не отравлены все подряд картины того времени, раз в Амстердаме работал такой развеселый магазинчик?
Сыграли роль два фактора.
Первый – дороговизна. Реальгар в Голландии не добывали, ближайшие рудники – в Германии и Италии. И там же, скорее всего, его превращали в краску. Уже после создания картины голландец Иоган Рудольф Глаубер изобретет «новые философские печи» для переделки мышьяка, а Иоганнес Поппен научит, как превращать мышьяк в рубин (конечно, поддельный). Но вообще голландцы охотно торговали, а вот с химией у них было туго. Итак, руда импортная, краска тоже, не каждый может позволить.
Возможно, ван Рёйтенбюрх захотел выглядеть заметнее, и сам заплатил за чудесную краску художнику. Это тем более вероятно, что, по традиции, персонажи групповых портретов скидывались на работу художника так, чтобы оплатить место, которое занимает их фигура на полотне. А наш герой еще и за суперкраску добавил.
Второй фактор – художники знали о ядовитости красок на основе мышьяка. Многих отрезвил опыт голландского живописца Виллема Берса, который трансформировал мышьяк в краску прямо на солнце (и зря он это делал). Рембрандт и Кальф просто не разобрались, что покупают.
Магазинчик, скорее всего, работал прямо у дома Рембрандта, в гостинице De Bracke Gront, и это была, собственно, аптека. Поскольку этой аптеке пришлось получать кучу разрешений от властей (документы сохранились), заведение приторговывало и ядами (гомеопатия, однако).
А сам Рембрандт, не отравился ли? Этот мастер оставил после себя большое количество автопортретов, по которым медики изучили, как старел художник. Оказалось, у него было крепкое здоровье, но свинцом (не мышьяком) он все-таки траванулся, это видно даже по лицу. Свинец также содержался в краске, но ядовитым не считался, так что с ним не осторожничали. Рембрандт прожил 63 года, что для того времени вполне. Так что работа над «Ночным дозором» ему сошла с рук. Пронесло.
КСТАТИ
Как на самом деле называлась картина
Многие знают, что на самом деле полотно называется как-то не так. Оригинальное название, впрочем, длинновато: «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга». Картину заказал упомянутый в названии капитан Баннинг Кок и его товарищи из ополчения (милиции), на оплату работы скинулись вместе, картина обошлась в 1600 гульденов (очень много). Работу повесили в офисе ополчения. Позже ее перенесли в ратушу, но она не влезала, тогда края обрезали, а обрезки выкинули. Впоследствии лак потемнел, и кто-то решил, что действие разворачивается ночью. Что логично, не днем же хулиганов ловить. Однако, когда сняли лак, оказалось, что время – два часа дня (и даже место опознали, где рисовали). Но не переименовывать же теперь.