Главный тренер сборной России по баскетбольному двоеборью рассказал о первом золоте международных соревнований — спортивных игр стран БРИКС — в новой дисциплине.
— Вы уже тренировали сборную 3х3 несколько лет назад, а теперь вернулись к должности в другом формате. Как вы оцениваете специфику баскетбольного двоеборья? В чем особенности, интересные стороны?
— Да, последний раз я тренировал сборную России по баскетболу 3х3 семь лет назад. Конечно, было приятно вернуться в сборную уже в новом качестве. В баскетбольном двоеборье особая специфика — играют и на приставке, и два на два. Мне кажется, такой вид спорта прежде всего интересен для молодёжи, в чем я убедился, когда тренировал команду Liga Pro Team на Играх Будущего в Казани — это было большое событие. После я был тренером команды БК «Московский-1», которая выиграла первый Кубок России по баскетбольному двоеборью в Челябинске. И везде я видел очень большой интерес! Смотреть этот вид спорта, так же, как и играть в него — это очень захватывающе.
— Возглавив сборную России по баскетбольному двоеборью, вы сразу завоевали историческое золото!
— Эмоции, конечно, самые положительные. Здорово выигрывать, а ещё лучше — выигрывать дома. И мы сами, и команды, с которыми мы играли, понимали, что мы являлись фаворитами игр стран БРИКС. Но всегда приятно подтвердить статус и ощутить удовлетворение от проделанной работы. Получается, камбэк удался!
— Каких соперников по играм стран БРИКС вы считали конкурентами? Были ли недооценённые команды?
— Основные конкуренты, собственно, и заняли весь пьедестал. Это команды из Беларуси и Бразилии. Там были опытные игроки, и они хорошо играли в приставку, что очень важно. Мне кажется, что лучше могла бы выступить сборная Армении, но им не очень повезло с жеребьёвкой, и они проиграли свой ключевой матч с белорусами. Хотя имели преимущество и до последнего лидировали, но в концовке им немножко не повезло.
— Каковы ваши впечатления о международной практике? Насколько игрокам и тренерам важно показать себя на международной арене?
— Где бы то ни было, важно играть хорошо. Я, вообще, люблю соревноваться и прививаю такую же любовь к состязательности игрокам. Что касается присутствия на международном турнире, я старался, чтобы на игроков меньше давила ответственность, позволяя больше погружаться в саму игру. Ведь баскетбол, каким бы он ни был — 3х3, двоеборье, 5х5 — это прежде всего игра. И излишнее волнение в ней очень мешает. В целом впечатление от игр стран БРИКС в Казани отличные, мы сыграли с иностранными командами, что в нынешних реалиях бывает не так часто.
— Как игроки относятся к баскетбольному двоеборью, ведь большинство пришли из дисциплины 3х3? Сложно ли перестраиваться и адаптироваться к интерактивному формату? Кто быстрее всех приспособился к симулятору?
— Естественно, баскетбольное двоеборье (его физическая часть) ближе к 3х3, нежели к 5х5, и все правила также взяты из дисциплины 3х3, поэтому адаптироваться игрокам было легко. Это не было большой проблемой. Важно было скорректировать взаимодействие — на двоих игроков. Ну и физически было необходимо готовиться ещё интенсивнее: за счет того, что в команде есть киберспортсмен, ребятам приходилось играть физическую часть без замен.
Click here to preview your posts with PRO themes ››
Особая специфика баскетбольного двоеборья — игра на баскетбольном симуляторе NBA 2K. У нас было преимущество, так как Влад Мелешкин уже имел опыт выступлений на Играх Будущего за Liga Pro Team и на Кубке России — за БК «Московский-1». И к Казани, и к Челябинску мы очень серьёзно готовились. У Влада были сильные тренеры по диджитал части, он уже поиграл с сильными киберспортсменами, поэтому в этом плане нам было проще. Днём мы отрабатывали физическую часть, а вечерами собирались и тренировались в интерактивной. Спасибо ребятам, которые привлекали киберспортсменов и тренировались с нашими игроками.
— Как вы готовились к турниру? Ведь наша сборная заходила туда в статусе фаворитов и хозяев.
— У нас сейчас проходит много турниров 3х3, где ребята играют за Inanomo, а наш костяк именно из этой команды. Было принято решение о том, что мы будем готовиться сами, на своей базе. Хочу отдельно поблагодарить БК «Московский» и конкретно Эмина Антоняна за помощь в подготовке. Мы тренировались в Playground, а вечерами, в интерактивной части — на VK Play арене. Готовились в штатном режиме. У нас была плотная нагрузка — пять турниров за месяц при низкой ротации. Поэтому мы выстраивали свой график так, чтобы пик пришёлся на выступление за сборную, что, естественно, является для нас приоритетом. Я наблюдал за ребятами, и могу сказать, что всё сложилось удачно, они были в хорошей форме на турнире. После игр стран БРИКС мы поехали на свой тандем Winline Чемпионата России, где было заметно, что пошёл спад.
— Пара слов насчёт формата: график был неоднородный, вы могли играть один матч в день или два, но с большим перерывом. Были ли подводные камни в таком ритме? Как справлялись?
— В баскетболе 3х3 мы привыкли к графикам, которые могут плавать, и можем адаптироваться к самым разным неудобствам. Поэтому спокойно на всё смотрели и были готовы к любому развитию событий. Получилось так, что в Казани произошли изменения в группах, и график пришлось скорректировать. Но опыт 3х3 помог нам спокойно воспринимать всё как должное.
— Как вы видите развитие дисциплины баскетбольного двоеборья?
— Я уже размышлял на эту тему. Помню, когда я был главным тренером сборной России по баскетболу 3х3, и когда ещё сам играл — эта дисциплина тоже была в стадии становления и только подавалась заявка на Олимпиаду. Примерно то же мы сейчас видим и в баскетбольном двоеборье: появляется фиджитал-движение, в России регистрируют дисциплину баскетбольного двоеборья, проходят крупные соревнования — Игры Будущего, Кубок России, игры стран БРИКС. Никто не знает, куда всё это приведёт, но, с учётом того, что мы живем в современном мире, где бурно развиваются IT-технологии, молодёжи становится интересно всё, что с этим связано. Не исключено, что через какое-то время баскетбольное двоеборье будут рассматривать как дисциплину в рамках Олимпийских игр и других крупных международных соревнований. Думаю, у этой игры есть будущее, потому что она действительно интересна, прежде всего, молодому поколению, а это самое главное.