Обсерватория Гринвича опубликовала лучшие астрофотографии 2024 года
Организаторы конкурса Astronomy Photographer of the Year (Астрофотограф года) опубликовали картинки, которые попали в шорт-лист. Много полярных сияний и Солнца – все-таки максимум активности у нашей дневной звезды! Есть снимки из обсерваторий, а один даже сделан с марсианской орбиты аппаратом Mars Reconnaissance Orbiter, но автором причудливо обработан. Это больше не состязание энтузиастов, которые малыми силами получают выдающиеся результаты. Броскость и яркость победили упорство и настойчивость. Но картинки, конечно, красивые.
Участвовать может всякий (и профессиональный астроном тоже, так что это не соревнование любителей). Плати 10 фунтов (конкурс организует Королевская обсерватория Гринвича), и загружай до десяти фоток. Детям (для них отдельная категория) бесплатно. Можно подаваться и коллективно – а это как раз лазейка для профессиональных астрономов. Обработка вплоть до «неестественности» разрешена (что мы и видим), но в финале ты должен быть готов объяснить жюри, как обрабатывал. Наглый коллаж, однако, все-таки запрещен (тем не менее, он есть).
Два однотипных фото в жанре «смотрите, как красиво, а тут еще и полярное сияние». Одно сделал Хосе Мигель Пикон Чимелис, другое Карина Летельер Баеза, оба из Исландии. Обычно такие фотографии – композитные, то есть сияние отдельно, пейзаж отдельно. Видимо, это не считается монтажом (хотя что это?). Цвета, конечно же, безбожно усилены.
Куда без Млечного пути на фоне чего-то земного (такие фотографии тоже без композитной техники не получишь), и подобных фото – целых четыре, два из Намибии, по одному с Канарских островов и из Японии. Яркие части Млечного пути лучше видны с юга, там и снимают. Похожие картинки любители и не любители штампуют тоннами, но жюри, видимо, они еще не надоели.
Две фотографии Солнца, на котором различимы всякие интересные детали, и видно, как в космос извергаются потоки плазмы. Чтобы такое сфотографировать, нужен специальный солнечный телескоп, который продается готовым, и стоит довольно дорого. Кто может себе позволить – накупил такие телескопы, и вот уже лет десять радует нас довольно однотипными картинками. Так что здесь скорее финансовая заслуга, чем творческая.
Чтобы не показалось, что я завидую и ворчу (хотя в самом деле мои собственные фотографии за последний год крайне неудачны, так уж сложилось), расскажу об интересных работах. «Интересный», в моем понимании, это не просто «ах», перелистнул, и пошел дальше, а чтобы зритель что-то новое узнавал.
Click here to preview your posts with PRO themes ››
Дэймон Митчелл Скоттинг из Обсерватория Эль-Саусе, Чили, подловил, как астероид Церера прошел на фоне галактики М100. Эта галактика – практически копия нашей, что уже интересно; именно так мы выглядим со стороны. Церера – крупнейший астероид – видна с Земли, как звезда, которая перемешается на фоне звезд. И вот она прошла между нами и галактикой. Съемка длилась 8 часов, автор сделал несколько экспозиций, а потом сложил картинки, и получилось, что четыре изображения Цереры (в разное время) образовали как бы жемчужное украшение на рукаве галактики (и сама галактика стала напоминать вымершего моллюска). Вот, тут есть о чем рассказать, значит, хорошее фото, да и сделано мастерски. Но – монтаж. Без него, видимо, никуда.
Гвенаэль Бланк поехал в Австралию, чтобы увидеть полное солнечное затмение в апреле прошлого года. Он сделал 7 фото и объединил их. На центральном мы видим Солнце в полной фазе – черный диск, из-за которого сияет корона, «атмосфера» дневной звезды, состоящая из очень горячей плазмы. Изображения снизу и сверху – это до и после полной фазы. Видны хромосфера (цветная оболочка Солнца, обычно начисто забитая светом самой звезды) и то, как свет проникает через горы и расщелины на Луне. Подобное я уже видел, и даже в 1970-е, на пленочных камерах, до всяких фотошопов, и делали – наши, советские любители. Но, раз наши не делают, посмотрим на чужое.
В целом бросается в глаза тот факт, что любительская астрономия превратилась в отрасль пейзажной фотографии. Особо нет места и выдумке с креативом: все нужное просто покупается (и стоит очень дорого), а так, чтобы своими руками, такого нет.
Относительно недавно астрономы-любители серьезно помогали науке, отслеживая серебристые облака, метеорные потоки, спутники Земли, переменные звезды и прочее, на что у профессионалов просто не хватало рук и глаз. Массивы данных шли по известным адресам, и там обрабатывались. Центр такой обработки был в СССР, в разных странах, и мировом масштабе тоже. Но это – рутина. Рутиной заниматься больше никому не хочется, те же метеорные потоки, изо дня в день, цифры-цифры-цифры, снимки-снимки-снимки, и не такие, яркие, на выставку не покажешь. Поэтому что имеем, то имеем.
Ну хоть так! Даже декоративная астрономия лучше никакой.