Врач-кибернетик Волошин назвал главные трудности, ожидающие колонистов на Марсе
Маск уверен, что через 20 лет на Марсе будет колония землян.
Американский предприниматель Илон Маск заявил, что его компания SpaceX запустит первые беспилотные космические корабли к Марсу уже через два года. Если все пройдет удачно, еще через два года начнутся пилотируемые полеты на «красную планету», рассчитывает бизнесмен. После этого, по его словам, частота визитов землян на Марс будет расти в геометрической прогрессии. И уже лет через 20 там, как пелось в песне, будут яблони цвести — появится самодостаточный город, прогнозирует Маск.
Глава SpaceX Илон Маск
Насколько реалистичны такие планы? С какими трудностями могут столкнуться первые колонисты? Об этом рассказал в эфире Радио «Комсомольская правда» врач-кибернетик, руководитель пресс-службы Института медико-биологических проблем РАН Олег Волошин.
Врач-кибернетик, руководитель пресс-службы Института медико-биологических проблем РАН Олег Волошин.
ХОЛОД, ПЫЛЬ И ДЕФИЦИТ ВОДЫ
— Даже если не касаться технической части — насколько в принципе аппараты Маска готовы к таким полетам — остается немало вопросов о возможности автономного жизнеобеспечения. Тем, кто прилетит на Марс, нужно обеспечить более-менее комфортное существование, — отмечает эксперт.
При этом может возникнуть немало трудностей.
— На Марсе очень сложная ситуация с погодой, — говорит Олег Волошин. — Там огромные перепады температур — от минус 120 до небольшого плюса. Также колонистам, безусловно, понадобится вода. Есть некоторые данные, что в долине Маринер имеются породы с содержанием воды до 40%. Но это только на экваторе.
Кроме того, придется искать место, где относительно небольшая запыленность. Потому что Марс достаточно пыльный – мы хорошо видим это по фотографиям с марсоходов.
Click here to preview your posts with PRO themes ››
Теоретически для устройства колонии могли бы подойти лавовые трубки, считает эксперт. То есть тоннели — чтобы построить в них подземные сооружения.
НЕПОДЪЕМНЫЙ ГРУЗ
— Отдельная проблема — доставка ресурсов, — продолжает Волошин. — У нас был проект Марс-500, где мы моделировали полет 6 членов экипажа к Марсу и обратно. У нас выходило порядка 10 тонн различных вещей, необходимых для полета. А ведь еще надо взять воду и газовую среду для дыхания. Это тоже добавит веса.
Такие трудности возникнут даже при разовой миссии, отмечает эксперт. Если же строить планы по созданию колонии, то проблем прибавится. «Это огромное количество кораблей. Я не уверен, что у Маска есть техническая возможность на таком потоке создавать огромные корабли и доставлять настолько тяжелые и габаритные грузы. Вопрос ведь не только в том, чтобы оторваться от земли. Нужно еще и долететь до Марса», — напоминает Олег Волошин. И там, кстати, большим вызовом станет приземление.
— Пока у НАСА есть хороший опыт из двух посадок марсоходов с грузом в одну тонну, — говорит эксперт. — Но эти посадки очень специфические, и я не уверен, что они подойдут для пилотируемых миссий. Нужно будет уделять повышенное внимание вопросам безопасности. И это непросто. Мы сейчас практически в реальном времени наблюдаем процесс, когда корабль с экипажем на борту долетел до МКС, а обратно космонавты вовремя не вернулись, застряли. И это ситуация, которая очень легко может возникнуть в таком дальнем полете, как миссия на Марс».