Содержание:
Причины могут быть самыми разными: от обрыва провода до заклинивания вала. Начинаем разбираться с самого простого.
Угловая шлифовальная машина предназначена для выполнения различных работ по металлу, но также неплохо справляется с деревом и другими материалами в зависимости от оснащения. С помощью «болгарки» можно не только резать, но также зачищать, шлифовать и затачивать… Словом, это еще один универсальный инструмент в арсенале после шуруповерта.
Так что внезапный выход УШМ из строя явно не обрадует любого мастера. А случаются поломки, к сожалению, нередко, потому что чаще всего на болгарку ложится большая нагрузка. К счастью, некоторые проблемы можно исправить самостоятельно. Ниже делимся рекомендациями, которые помогут выяснить причину поломки и, возможно, починить инструмент без помощи сервисного центра. Также расскажем, как проверить болгарку мультиметром.
ВНИМАНИЕ! При работе с электрикой соблюдайте меры безопасности. Если не уверены в своих действиях, лучше доверьте диагностику инструмента специалисту.
Проверка кабеля питания
Первый шаг при диагностике неработающей электроники — проверка кабеля питания и вилки. Очень часто неисправность заключается в поврежденном проводе. Обычно он перетирается в месте входа в корпус УШМ или случайно повреждается во время работы диском. Осмотрите кабель на наличие перегибов, изломов и повреждений. Также убедитесь в целостности контактов вилки и отсутствии окислений.
Тест кнопки включения
Возможно, проблема кроется в клавише, которая управляет двигателем. Проверить кнопку можно с помощью мультиметра. Переключите измерительный прибор в режим прозвона контактов и приложите щупы к выводам кнопки. Пощелкайте тумблером — если кнопка исправна, в одном из положений мультиметр подаст звуковой сигнал. Это значит, что кнопка в порядке.
Если контакты не смыкаются или не размыкаются, стоит поискать новый переключатель или попробовать восстановить этот. Можно попытаться разобрать кнопку и очистить контакты от грязи и окислений. Возможно, она просто заедает из-за попавшей туда стружки.
Диагностика щеток двигателя
Большая часть электроинструмента все еще работает на щеточных двигателях. Это моторы, в которых напряжение на якорь подается через угольные щетки — подпружиненные контакты из графита. Со временем они стираются и требуют замены, так что их износ вполне можно назвать еще одной возможной неисправностью болгарки.
Как правило, щетки требуют замены, если стали короче 5 мм — в таком случае они не обеспечивают нормальный уровень напряжения и даже могут заклинивать якорь. Купить новые можно в магазине электроинструмента или в интернете.
Замена конденсатора
Некоторые электрические инструменты оснащаются конденсаторами, которые сглаживают пусковые токи и предохраняют обмотку двигателя. Если болгарка не включается или включается и выключается через несколько секунд, возможно, пусковой конденсатор вышел из строя. Его можно заменить на новый, подобрав точной такой же или аналогичный по номиналу.
Проверить конденсатор можно с помощью специального прибора, измеряющего емкость. Также подойдет мультиметр: как минимум в режиме замера сопротивления вы можете проверить, нет ли внутри короткого замыкания или обрыва. с поддержкой соответствующего режима. Перед проверкой не забудьте разрядить компонент, закоротив его выводы через сопротивление.
Проверка электрической части
Если со щетками и конденсаторами все в порядке, а болгарка все равно не работает, возможно, проблема скрывается глубже. Например, причиной неисправности может быть поврежденная обмотка. Ее тоже можно проверить мультиметром. Но, перед тем как проверить обмотку болгарки, необходимо убедиться в отсутствии загрязнений в коллекторе двигателя. Также нужно проверить, не заклинило ли ротор — для этого просто прокрутите его за вал. Если он прокручивается без существенного усилия, то все хорошо.
Click here to preview your posts with PRO themes ››
После осмотра можно переходить к проверке электрической части двигателя. Для этого понадобится мультиметр — переключите его в режим измерения сопротивления в пределах 200 Ом.
Как проверить якорь болгарки. Это подвижная часть двигателя, которая вращается и создает крутящий момент, необходимый для работы инструмента. Якорь состоит из вала и обмотки из медной проволоки. С валом вряд ли что-то случится, а вот обмотка страдает очень часто. Чтобы убедиться в ее целостности, достаточно измерить сопротивление.
Установите щупы прибора на ламели — медные контактные площадки, которые соприкасаются с щетками. Таким образом необходимо «прозвонить» все контакты подряд — разница сопротивлений между ними не должна превышать 0,1 Ом. Если показания отличаются, вероятно, с обмоткой что-то не так. Если мультиметр показывает единицу или ноль, то это говорит о возможном обрыве цепи.
Как проверить статор болгарки. Статор — это неподвижная часть двигателя, которая создает магнитное поле вокруг якоря и заставляет его вращаться. У статора тоже есть медная обмотка, которая может повредиться из-за перегрева или заклинивания двигателя. Проверяется аналогичным образом с помощью мультиметра. Здесь достаточно прозвонить все имеющиеся пары и сравнить показатели — они не должны отличаться более чем на 0,1 Ом. Если омметр показывает бесконечность, в обмотке, скорее всего, обрыв.
Как проверить ротор болгарки. Ротор — это тот же якорь. Способ проверки идентичен — прозваниваем ламели.
Проверка редуктора и механической части
Потребовать ремонта может не только электрическая часть УШМ, но и механическая. Так как болгарка подвергается постоянным нагрузкам, в том числе ударным, во время работы активно изнашиваются подшипники и редуктор.
Подшипники. Состояние подшипников можно предварительно определить, вращая шпиндель устройства. Для этого достаточно покрутить диск — во время вращения не должно быть посторонних шумов, скрежета и скрипа. Также вал должен прокручиваться без закусываний. В противном случае стоит разобрать инструмент и проверить подшипники на валу.
Редуктор. Нередко из строя выходит редуктор или коническая пара — своего рода коробка передач УШМ. Этот узел передает крутящий момент от двигателя к оснастке и тоже подвергается сильному износу. Например, могут стачиваться шестерни, которые потом вызывают вибрацию и повышенный шум. Сильно изношенные детали редуктора могут привести к заклиниванию шпинделя. Стоит разобрать его и заменить испорченные шестерни. Если редуктор неразборный, придется менять блок целиком, но такое бывает редко.
Совет Иногда повышенный шум может возникать из-за отсутствия смазки в механической части. Можно удалить остатки старой смазки и добавить новую. Проблему с заклиниванием это, конечно, не решит, но шум и скрип может исправить.
Если после всех проверок проблема не решилась, возможно, инструменту требуется профессиональная диагностика в сервисном центре. Бывает и такое, что техника не подлежит ремонту — в таком случае приготовьтесь к покупке нового оборудования.