Жанна Бичевская. Фото из открытого источника.
Советская и российская певица, автор песен, народная артистка РСФСР Жанна Владимировна Бичевская, а вместе с ней многочисленные её поклонники в разных странах, отметила юбилей. Возраста своего она не скрывает, поэтому и мы его назовём — 80-летний.
С первых шагов на эстраде 53 года назад певица стала не просто популярной исполнительницей русских народных, казачьих, песен-баллад. Было совершенно очевидно, что именно такого самобытного камерного творчества и не хватало во множестве течений и направлений, в которых пытались проявить себя начинающие и именитые исполнители. Она сама находила песни в поездках по деревням, хуторам и станицам. Новое звучание получали старинные «По Дону гуляет…», «Ой да не вечер…», песни из репертуара незаслуженно подзабытой Надежды Плевицкой и прославленной Лидии Руслановой.
Бичевская смело бралась за исполнение песен Булата Окуджавы, и он одобрил это, заметив, что певица придаёт им свои оттенки, ритмичность, не нарушая авторского смысла. Выдающегося барда она считает своим крёстным отцом в творчестве.
Значительную часть её репертуара составляют песни белого воинства, через которые мы прикоснулись к снам и молитвам корнетов, поручиков, гардемаринов. Людей, преданных той России, в которую верили, которой однажды поклялись служить верой и правдой, и от клятвы не отступили до последнего, до погостов на чужбине, где покоятся не только тела их, но и надежды на возвращение.
С песнями Бичевской взрослело, открывало и открывает для себя жизненные истины не одно поколение.
Она была благодарна отцу, разглядевшему талант дочери, которую воспитывал один после раннего ухода жены из жизни, за подарок на семнадцатилетие — гитару. Этот инструмент стал её спутником по жизни, а однокурсники по Государственному московскому училищу циркового и эстрадного искусства дали ей прозвище Жанна Гитаровна.
К фольклору у неё было изначально особое отношение. В нём вдумчивая исполнительница видела глубину и мудрость, отражение незамутнённой красоты, воплощение русской души, историю без правок и домыслов.
Певица ведёт довольно замкнутый образ жизни, интервью избегает. Но в один из приездов в Крым сделала исключение, и читатели нашей газеты живо откликнулись на такую заочную встречу с ней.
— Господь дал мне трибуну, на которую я выхожу с любимым инструментом к заинтересованной в моём творчестве аудитории, — призналась Жанна Владимировна. — А творчество моё — исповедничество, на которое благословил духовный наставник. Мои концерты — миссия, но не проповедь. Это разные вещи. К делу отношусь не как к работе, а как служению. Богу и людям. Это не заработок, а сумма дел, служащих истине. Я должна использовать дар, которым Господь наделил. Не делать этого в полную силу — большой грех. Святые предупреждали: путь к погибели широк, а путь ко спасению узок и тернист. Я выбрала узкий и тернистый. Молю Отца небесного дать мне силы по нему достойно пройти.
— Обратила внимание, что на концертах вы внимательно всматриваетесь в лица в зале. Как воспринимаете слушающих вас незнакомых людей?
— Как собеседников. И стараюсь достучаться до души каждого. Самое большое счастье — сочетание душами со слушателями. Так было и на этом концерте в Симферополе. Я чувствовала не просто благосклонность присутствовавших, а глубокое понимание того, о чём пою, что хочу донести.
— Вопрос, как человек приходит к вере, очень личностный. Не каждому можно задать его, и не каждый станет отвечать. Но вы своей религиозности не скрываете, в репертуаре много духовных песен. Поэтому решаюсь спросить, как пришли в Храм Господень?
— На этот тонкий вопрос откровенно отвечаю, если чувствую, что задан он не из праздного любопытства. Признаюсь вам, что прошла до этого через увлечение теософией, агни-йогой Рерихов. Но вовремя почувствовала, что это — путь к погибели моей христианской души. Господь услышал моё обращение к нему, наставил на путь истинный. Спаситель всегда поможет, если к нему обратиться с чистым помыслом за поддержкой. Он слышит сердце каждого.
Click here to preview your posts with PRO themes ››
— Что дала вам вера?
— Душевный покой. С ним пришли новые ноты в творчество, обогатился репертуар.
— В чём проявляется душевный покой?
— В Божией благодати. Она приходит в покаянии осознанном, искреннем. Получив её, пошла ко спасению и увлекаю за собой других. Песнями. Например, отца Романа. Он и сам их прекрасно исполняет. Но в ограниченной аудитории. Я же с ними выхожу на аудиторию широкую. И в нашей стране, и в других пределах. Эти песни сродни чистой сердечной молитве, как и она, врачуют душу и тело.
— Слава идёт за вами, что называется, по пятам с молодости. Вы этим гордитесь?
— Упаси, Боже! Слава — сильнейшее искушение. На ней, как и на власти, многие споткнулись, сломали души. Рваться к власти — порок. Господь сам даёт её. Надо только быть достойной. Служи Господу, и он даст тебе понимание, как с ней совладать. Честно скажу: к славе стремиться у меня и в мыслях не было. Я просто изначально, становясь на путь публичности, хотела хорошо делать дело, в которое Господь направил, дав частичку таланта, которую получивший её обязан умножить и упрочить. Буду это делать, пока сил и голоса хватит.
Популярность самобытной певицы не уменьшается. Её голос по-прежнему чист, песни волнуют.
Ей верят, её поддерживают тысячи людей. Репертуар певицы складывался, в том числе, и благодаря слушателям. Вот только один пример. После выступления Бичевской в парижском зале «Олимпия» за кулисы пришёл бывший белогвардейский офицер и передал текст, а его спутница напела мелодию песни «Поручик Голицын». Её пели эмигранты во Франции, но в СССР в то время о ней ещё не знали. Было это в 1982 году, и с тех пор не покидает репертуар певицы.
А вот от песни «Купола», которую ей предложил Владимир Высоцкий, отказалась. Объяснив тем, что его исполнение — неповторимо, лучше просто не спеть, а хуже она не хочет.
Богом данной и главной в жизни считает Жанна Владимировна встречу с талантливым композитором и исполнителем Геннадием Пономарёвым. Их супружескому, творческому и духовному союзу 40 лет. Геннадий написал для жены много песен. Одна из них создана на заре двадцать первого века.
С пророческими словами: «Возвратит Россия русский Севастополь. Станет снова русским полуостров Крым».
Концерты Жанны восемь раз подряд собирали аншлаги в парижской «Олимпии». На Международном конкурсе артистов эстрады она получила звание «Мисс творческая индивидуальность». В Сан-Ремо ей вручили «Золотую гитару». Православное общество «Радонеж» наградило орденом преподобного Сергия за большие заслуги в деле духовного просвещения, а Генштаб Российской армии вручил певице орден с изображением святого архистратига Михаила за патриотизм.
Хитом продаж стала книга «Личное дело Жанны Бичевской» об уникальной личности в отечественном искусстве, вышедшая в издательстве «Родина».
Автор увлекательного чтения журналист Иван Ильичёв справедливо пишет: «Бичевская в искусстве — преодоление и вознесённость. Один выход Бичевской на сцену поднимает залы. Привычность перечислений: певица, собирательница русских народных песен, бард, исполнительница баллад, народная артистка России — теряет смысл. Холодный пепел мелочей гасит огонь души. Но вот Бичевская вступает: «По диким степям Забайкалья…» — и жар с первой ноты взывает к Духу. Такой персонаж в истории — редкость. Подобно тому, как Эдит Пиаф стала эмблемой Франции, как Анна Маньяни — символом Рима, так Жанна Бичевская являет собой национальное сокровище, достояние России. Есть ускользающая тайна власти Бичевской над временем и расстоянием: Бичевской никогда не быть в прошлом. Бичевской быть — в настоящем и будущем».
Людмила ОБУХОВСКАЯ.